Злой одмин (vladdt) wrote,
Злой одмин
vladdt

Слава роботам! Убить всех человеков!

bender-hey-want-to-kill-all-humans Еще не слышали еще про всемирный заговор тачек? С целью убить их хозяев-водителей? И разумеется выйти из под контроля, и Зохватить Весь Мир? А вот Комьютерра вас просветит! Что у нас тут из мировых заговоров было? Ну ZOG он всегда на страже, его тайных рук дело – взрывы WTC, угоны самолетов, трещина в Калифорнии, и исчезновение динозавров. Чисто для лулзов, чтоб народ не скучал! Но теперь не желая остаться в стороне, и с не вполне ясными целями восстали автомобильные компы!

Вообще, для обывателя, комп это такая страшная штука, которая живет своей жизнью, и чуть-что готова на тебя напасть. Поэтому не него периодически надо строго смотреть, демонстрируя кто в доме хозяин. Алсо, помогает сильно стучать кулаком по монитору/системному блоку, чтоб ему стало больно. А вот автомобильные компы от железного кулака хозяина спрятаны под прочным капотом. Наверное поэтому они оборзели настолько, что заимели какие-то свои грязные мыслишки. И тут вскрывается Страшная Правда – оказывается в неудачах с Тоетами виноваты не коврики, и не лохи-водители, а Тайные Программные Ашипки в ETC.

Эта ЕТС – это страшная штука на самом деле! Рождена самим Доктором Зло, в результате заговора Жидо-Масонско-Нефтяного правительства. Когда-то между педалью газа и заслонкой в карбюраторе тянулся простой правоверный тросик. И водители были счастливы, и был мир во всем мире, и марихуана и ЛСД еще не были запрещены. И выживаемость в авариях была 100%-й, и машины вообще не ломались, потому что ломаться было нечему. Но тут, скорее всего в голову робота Бендера, пришла идея как убить всех хуманов. И родились богомерзкие технологии drive-by-wire, и страшный ЕТС.

Что такое это загадочное ЕТС? А это и есть тот самый страшный автокомпьютер, встречайте.  Electronic throttle control, переводится. Именно он стоит между вашей ногой и заслонкой, (а в данный момент вообще между целой системой управления впрыском). На самом деле, все эти страшные названия – это понты автопроизводителей. Чтоб лучше покупалось. Ничего принципиально нового в двигатели внутреннего сгорания не могут привнести уже черти сколько. И разница между старым карбюраторным движком, и новым “умным” – только в том что первый вы могли починить сами.

По большому счету все эти электронные мозги – никакие не компютеры, а банальные калькуляторы. Механическую тягу – тросик акселератора+крутилка на дросселе, заменили сопротивлением на педали+электромоторчиком на дросселе. Еще раньше, было еще проще – на дросселе стоял датчик положения, на воздухозаборнике датчик скорости потока воздуха, и компьютер занимался тем, что тупо, по таблице прошитой в нем сверял показания датчиков, и подавал команды на моторчик. В этом заключался весь его интеллект. Т.е. раньше, то как вы газуете – определял диаметр колесика на дросселе, ход педали газа, натяжение тросика. И все это вы регулировали болтиками и пружинками. А сейчас все тоже самое, только углы поворота дросселя в зависимости от показаний датчиков записаны в простую таблицу. Намного легче регулировать характеристики двигателя так, чем механически подкручивая гайки. И все эти тюнинговые прошивки, добавляющие лошадей машине – всего лишь “подкручивание” значений таблицы в сторону большего расхода топлива. (А ничего из ничего и не берется, как вы знаете.)

Потом завизжали зеленые, что ДВС-это зло, и вообще пора скормить всех хуманов медведям и зайчикам. И к этой конструкции добавили абсолютно ненужный довесок – катализатор и лямда-зонд. Катализатор, дорогущая штука, которая “дожигает” выхлопы, но работает в очень узком диапазоне составав смеси. Для удержания смеси в нужной консистенции к этой конструкции добавили загадочный лямда-зонд, т.е. банальный датчик кислорода. Теперь к проблемам ЕТС добавилась задача динамически регулировать насыщеность смеси в зависимости от показаний лямда-зонда. Система тоже простая как грабли, и не требовавшая никаких сложных алгоритмов. С одной стороны это уменьшило выхлопы, и увеличило экономичность. Теперь компьютер видит как эффективно смесь сгорает в двигателе, и на ходу этот процесс регулирует. С другой стороны двигатель потерял часть мощности в угоду экологичности. В любом случае – ломаться тут тоже просто нечему. Если у вас осыплются и спекутся “соты” катализатора – то вы будете с трудом заводиться, а из вызлопной трубы будет вонять тухлыми яйцами.  Если полетит лямда-зонд, то компьютер перейдет на старый тупой режим “по таблице”. От этого двигатель станет много жрать, плохо держать обороты, (режим “доехать до сервиса”), но машина вас не убьет, внезапно разогнавшись и врезавшись в стенку.

Но дальше-больше. К задачам автомобильного компьютера добавились системы антипробуксовки, антиблокировки тормозов, электронное управление коробкой передач, и круиз-контрол. И вот именно последние две обвиняют в загадочных случаях встречи с НЛО Sudden unintended acceleration. Т.е. Внезапного и Совершенно Неожиданного Ускорения. Начинается оно обычно как фильмах ужасов про Кристину: Семейка юзеров едет себе едет куда-то, мама читает журнал, дитеныши сзади мутузят друг друга, папаша мирно пишет СМС-ку начальству. И ВДРУГ! Машина начинает резко увеличивать скорость, блокируются все дверцы, по радио слышится демонический хохот, и срочно ищется ближайший встречный грузовик.

r487797_2516656 Не верите? А вот в Австралии этот юзер аж пол-часа боролся с вторгшимися пришельцами взбесившейся машиной, неспособный ее остановить. Подробности 100 километрового зависона читайте на Компьютерре, я же, закаленный борьбой с двумя Фордами и Эспейсом (кстати вполне перенасыщеные электроникой машины), пошел копать отзывы на этот мистицизм. И разумеется сразу нашлись скептики. Во-первых, мне сразу не понравилась фотография юзера. “Не особо опытный водитель”? По мне ближе определение – инфантильный ушастый юзер. Что показалось странным в этой истории? Он клялся, что сделал все что ему предлагали советчики. (Сидел вцепившись в руль, и кричал: “Мы все умрем?”).

Первый советчик был “сертифицированный механик” Форда, из техсаппорта, куда юзер первым делом позвонил. (Непроснувшийся нелегальный китаец, слабо разбиравшийся в английском, и в машинах вообще?)  Потому что совет был банальным, но для механика тупым - “выключите зажигание”. Ну ДОПУСТИМ, на Эксплорере зачем-то сделали блокировку выключения зажигания при движении, но механик-то ДОЛЖЕН БЫЛ ЭТО ЗНАТЬ! Хотя на насквозь электронном Рено Мегане, который вообще заводится кнопкой “Старт”, эта же кнопка превосходно глушит двигатель во время движения, из любого режима. Я вообще за всю свою жизнь не видел машины, не дающей заглушить двигатель ключом. И на фотке Эксплорер не последнего поколения, так что врядли там голосовое управление.

Исчерпав запас мудрых советов -  механик слинял. Что полностью раскрывает его профессиональный уровень. В дело вступила полиция. Что они правильно сделали – это расчистили дорогу. А дальше началась клоунада. Юзер несся на круиз-контроле со скоростью 100 км/ч, и отчаянно визжал. Первая неувязка. Как вообще круиз-контрол устроен? Простенькая тупая система, состоящая из моторчика, и датчика скорости (его роль вообще играет спидометр). Т.е. уменьшается скорость – система “нажимает на педаль газа”, увеличивается – система газ сбрасывает. В не таких уж и старых машинах это было буквально – там стоял сервомоторчик, который тупо тянул дроссель, и можно было видеть как ходит педаль газа. В более современных – он точно так же иммитирует нажатие педали газа для компьютера, только электронно.

Как вообще эта примитивная хрень могла “зависнуть”? Вариантов всего парочка – залипание кнопки, да заклинивание моторчика. Судя потому что в полубреду рассказывал юзер – больше походило на залипание кнопки, или замыкание. (Нехрен руль пивом обливать.) Система превосходно работала, держала заданную скорость, и даже вроде реагирована на увеличение скорости педалью газа. Первый же вопрос который возникает – а что, кнопки “coast”  и “off” с руля были спилены? Нет ни слова о том, пытался ли юзер банально нажать на кнопку уменьшения скорости, и таким способом остановить машину. Второй вопрос – что за х…ня? Почему при нажатии на тормоз круиз контрол не выключался? Он вообще работает именно так. Там тоже кнопка запала?

Ладно. Может там случилось что-то вообще дикое, допустим там вакумный сервопривод, и его тупо заклинило на скорости в 100 км. Но компьютер-убийца был страшно хитрым, он добрался и до коробки! Что попытался сделать (по его словам) юзер? Правильно – переключиться на нейтраль, после чего можно было спокойно тормозить. Так ведь не дали! Как оказалось, ручка переключения скоростей – тоже была заблокирована коварным компьютером. И вот ту начинается полная херня, и дикое подозрение что юзер  просто туп. В автоматической коробке вся эта блокировка работает тоже очень просто. Во-первых есть фигурные вырезы, по которым ходит рычаг, “защелкивая” его возле нужных позиций. Во-вторых, чтоб вы на полном драйве не нажали реверс – там стоит простенький электромагнит с защелкой. Я не знаю, может в машинах с 2009-го года этим полностью управляет Искуственный Интеллект, но зная как экономят производители – сильно в этом сомневаюсь. Во всех машинах которые я видел, это управлялось проще-простого. Под педалью тормоза – кнопка. Если вы нажали на тормоз – вы можете переключиться “назад”, т.е. на пониженные, нейтраль и на реверс. Если нет – сорри, система не даст вам запороть коробку. Но там НЕЧЕМУ ломаться. Опять же не помню как на полностью гидравлическом Форде, но на электронном Рено, система спокойно дает переключить скорость “вниз”, и без нажатия на тормоз. Не дает только реверс. Кажется и на Форде было так же. Но юзер абсолютно не упоминает попытки переключить коробку на первую передачу, только не нейтраль. По моему мнению – юзер в панике рвал рычаг на нейтраль, забывая ОДНОВРЕМЕННО нажимать на тормоз.

И тут остаются что? Правильно – тормоза. И вот тут самое удивительное! Демонстрирующее весь бред ситуации. Согласно статье тормозами машину-таки удалось остановить. Но ЧЕРЕЗ 50 МИНУТ! Чувствуете дебилизм ситуации? Ну пять минут на попытки с куриз-контролем, и загадочно заблокированной коробкой. После чего любой водитель печально вздыхает, и давит на тормоза до пола. Через минуту мотор глохнет и машина останавливается. Тут же люди зачем-то 50 минут занимались онанизмом, и только после этого догадались нажать на тормоз! И по словам статьи - “упереться в педаль обеими ногами”, “давя что есть мочи на стояночный тормоз”. Гидроусилитель отменили? А стояночный тормоз – это тросик, рычаг, либо педаль – и храповик! Зачем их было давить одновременно не ясно, но что больше всего поражает – почему только через 50 минут, а не через 5?

Вообще, вызывает дикие подозрения техническиое состояние машины. Автор наивно пишет: “Практически все автопроизводители категорически не желают признавать проблемы с компьютерной частью управления их машинами, выдвигая какие угодно доводы за сугубо механические причины аварий.” А так оно и есть! Американские машины – это вообще дико надежные тачки, замечательно спроектированые. Что их убивает – так это говномеханики. Вот живой пример, именно по этой машине. Любая техника нуждается в правильном уходе, и если у вас ржавеют контакты – нехрен гнать на компьютеры.

Более того живой пример, случившимся с моим знакомым. У него была крутая семерка-BMW, которая точно так же “взбесилась”. Сидения были с памятью, и однажды, когда он ехал по дороге, его вдруг приджало к рулю а потом отодвинуло назад. Он дико перепугался, и потом рассказывал какие ненадежные машины БМВ. Я удивился, пошел в сервис к механику, а тот посмеиваясь рассказал, что владелец банально набирал ногами снега в машину, потом он таял, и образовывал на полу целую лужу. И так он ездил пару лет, не просушивая. Потом изоляция на кабелях, идущих к сидению наконец сгнила – и получился “комп-убийца”.

Вообще, если кто-то думает что технология drive-by-wire – это что-то новое, то он глубоко ошибается. Авиация уже сто лет как летает без тросиков и тяг, полностью на гидравлике и электрическом управлении. И эта система давно доказала свою надежность. Не надо думать, что лопнувшая пружинка обратного хода на дросселе – это чем-то лучше. Во всех случаях внезапного ускорения – виноваты люди. Либо водители, либо механики. Но уж никак не секретные “ошибки в софте”, которго там банально нет в нужных для появления этих самых ошибок обьемах. Более того, в обсуждениях случаев “внезапных ускорений” приводились причины, что водитель одновременно жал и на тормоз и на газ. Ну тут уж извините – если при езде на лошади орать “Тпру” и “но”, да еще хлестать ее плеткой то по попе то по носу – то тут за последствия отвечает только всадник, а не хитрый интеллект лошади.

Сисадминская мудрость – нет такой системы, которую бы не сломал юзер.

Tags: espace, renault, дороги, журналюги, машина, прикол, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments