Злой одмин (vladdt) wrote,
Злой одмин
vladdt

Денежные глюки и юзвери.

computer-monkeysНашел в драфте. Тогда это послать я не рискнул. А сейчас все равно никто со старой работы не читает. А если читает, то пусть молча посмеются. Я подозреваю что все осталось по прежнему, или стало еще веселее. Но наших, могу ободрить тем, что вы, народ – крутые. Такой сложной, нервной и крутой работы – нет нигде. Ну может на нефтяных платформах. Или на кораблях. Евгений это правда четко и ясно озвучил. Уйдя в банк и со скуки иногда прибегая к нам, помогать решать проблемы. Глядя как работают местные админы, я иногда утираю слезу умиления. У нас бы стоял визг, и летели бы клочья шерсти уже давно. А по срокам – от нашего стандартного “вчера уже было поздно”, местные бы выпрыгнули из окна, или побежали бы в суд. Начальник эксплуатации, над которым я прикалывался – милый добрый и исполнительный человек! Который блин ХОТЬ ЧТО-ТО, НО ДЕЛАЛ! Здесь он – попал бы в рай.

В туалете есть дверь, который какой-то болван настроил наоборот. Т.е. чтоб она при закрывании не тормозила, и закрывалась тихо, а с размаху хлопала. Пушечный выстрел от двери – раздражает всех на этаже, потому что он слышен всем. Чего только народ не делает, чтоб эта дверь не хлопала! Но я за три месяца грохота не видел – только одного. Чтоб эксплуататорщики здания оторвали свои задницы и просто отрегулировали пружину! У нас бы, если бы на письмо начальства об этой проблеме не последовало бы моментальной реакции, на следующий же день директорша лично бы за ушко притащила бы лентяя к двери и ткнула бы носиком. И еще вкатила бы хороших пеньдюлей за игнорирование указаний начальства. Но здесь – Ирландия.

****** (Back in time)

Наблюдал сегодня забавную картину. Всегда флегматичный ***, злобно рычал по телефону, дойдя до состояния в котором обычно перманентно пребываю я, общаясь с тупицами. Еще веселее, мой нынешний начальник, всегда обычно вежливый и корректный, вежливо и корректно хамил тупому юзеру. Картина редкая. Вообще прежнй начальник, Альберт, никаким боком не вежливый и не корректный – давно бы обьяснил что с существами обладающими IQ ниже 70-ти он не общается, и бросил бы трубку. А началось все с того что очередной хороший человек слинял в Англию.

Хороший человек была ****, одна из бугалтеров второго центра. С ней всегда все проблемы решались легко и просто. Человек знал свою работу, и если уж звонил – то мы знали что проблема реальна, а не плод больного воображения юзера. И вот она уехала, и очередной бастион порядка и разума пал. На ее месте оказалась старая курица, которая не уехала не потому что ей здесь нравится, а потому что дорогу к самолету врядли найдет самостоятельно. И началось.

Любой дурак знает как работает расчет через банковские терминалы карточками. В общих чертах это выглядит так: Есть процессинг центр, который обрабатывает все запросы от считывающих аппаратов. Когда клиент набирает товар, и хочет расчитаться карточкой – наша прога на POS-терминале посылает команду читалке. Та переходит в режим “жду карточки и прочих пинкодов”. Читалка сама общается с процессинг-центром через свою программу. Потом, если авторизация прошла – посылает нашей бугалтерской программе код, что все ок, можно продавать. Или пару других кодов (нет связи, нет денег, держи вора). Это не реальные деньги, они проходят не через фискал, их потом к продажам прикручивает бугалтерия. В конце дня, когда снимают кассу, процессинг-центр автоматически шлет отчет бугалтерам каждого торгового центра. Утром, они проверяют чтоб все сошлось, чтоб все продажи были подтверждены – и че-то там шлепают штампом, или ставят галочку.

Не так уж и редко, бывает что это сглюкивает. Например, при снятии Z отвалилась связь, или банально зависла программа. За месяц такое может быть разик или два. Ничего страшного – все это давно предусмотрено. Процессинг-центр видит что закрытие дня не прошло автоматом, проверяет что там такое, подтверждает операции ручками, и на следующий день приходит нужный отчет. Все умные бугалтерши это знали, никто не поднимал панику, просто ждали следующего дня и спокойненько закрывали.

Но вот очевидно проверку банковских операций поручили курице, и она отнеслась к делу со всей серьезностью. Когда такое случилось, она написала инцидент: “Не прошли банковские операции на такой-то кассе, за такой-то день!” На что Саулюс пожал плечами, и честно написал в процессинг центр. Тамошний админ тоже пожал плечами (ну мало ли перестраховщиков на свете), и ответил в письме, да, операция не прошла – была закрыта на следующий день. А деньги разумеется на день и задержались. На что Саулюс снова пожал плечами и просто отфорвардил это письмо бугалтерше, а инцидент закрыл. Реакция той была откровенно неадекватной. Она заново открыла инцидент и злобно ответила в письме, что она не видит в отчете денег, и не закроет инцидент, пока деньги не придут. Охренев от такой налости, Саулюс спросил: “Вы не видите вообще этих денег на счету, или не видите этих денег в отчете? Как вас понять?” Оказалось что она не видит в отчете. Странно, процессинг-центр видит, а она нет. Разборки пошли выше, с угрозами и СС непосредственным начальникам. Вот этот момент с рычанием по телефону я и застал, придя на работу. Между тем процессинг-центр снова пожал плечами, и заново выслал отчет за тот день. После чего до бугалтерши наконец дошло, что деньги надо искать не в тот день, а днем позже. Последовала немая сцена, после которой начальник очень вежливо написал ее начальству, что неплохо бы сначала обучить работника основам его работы, а потом парить занятых людей. Причем фигней, которая к ним никаким боком не имеет отношения.

Но это еще цветочки. Начальница нашего линейного отдела бугалтерии, (а у нас их три), который непосредственно занимается продажами – до сих пор не понимает разницу между реальными деньгами в кассе, кредитными операциями, и информацией в нашей бугалтерской программе. Подозреваю что народ админящий 1с тоже с этим сталкивается. Самое хреновое, когда происходит рассинхронизация программы с фискалом. Фискалу пофиг наши все кредитки, точки лояльности, подарочные чеки. Он это понимает как кредитные операции – и игнорирует. Отражается только на контрольной ленте, суммы котрой потом в конце месяца должны по отчетам сойтись. Именно тогда налоговая проверяет все отчеты. До конца месяца – есть пространство для маневра, но лучше такие ошибки править до закрытия дня. За день – главное это сколько денег в кассе, и соответствует ли сумма той что печатает дневной отчет фискала. Забавно, но наша программа, управляющая пос-терминалом, никак с фискалом собственно не связана. И при наличии злого умысла, я могу такого там натворить! Но поскольку я добрый и пушистый, творит приходится обычно в обратную сторону – исправляя то что натворил юзер за кассой. И хотя у нас стоят триггеры, ловящие особо явные ошибки, иногда случаются весьма забавные вещи.

Например до не такого и давнего времени, кассирши обожали глючить с подарочными чеками. Вначале это вообще были бумажки – подделывый, нехочу. Без серийных номеров, без баркодов, и т.п. Но это уже головная боль не наша. Наша была – то что программа была написана коряво, и без защиты от дурака. Потому как например сдавать обратно их было нельзя, и за это били по голове. Или например программа совершенно не проверяла целая ли сумма чека. И любимый глюк кассирш был сотворить операцию по продаже такого чека на 20.45 Lt. Испугавшись, эта курица бросалась делать возврат – а тут бац! Тут программеры и написали проверку на недопустимость возвратов. Потому что по правилам нельзя было возвращать подарочные чеки. И сразу раздавался звонок, и начиналось “Беееее! Бееееее!”  И конечно самое хреновое было когда половина суммы была наличкой, а половина – таким чеком. Наличка возвращалась, чек нет, и на контрольной ленте получалось одно, а в программе – другое. Программер был наивен, считал что все люди умные, и не будут делать что-то, что не предусматривается инструкцией. Каунас был суров и справедлив – они просто вычитали сумму глюка из кассирши и ложили ее в кассу. Я с ними абсолютно согласен! Но мы были добрые и мудрые, и умели делать все.

Если курица была не совсем тупой, и сообщала об этой ошибке до закрытия дня – мы могли сделать многое. Приходилось смотреть куда уехала разница, и либо обманывать фискал, либо наш аналог 1c. И то и то было достаточно легко, например можно запросто выбить через пос-принтер фискальную операцию по возврату денег, если в кассе нехватало. Или доложить. Точно так же и пос-терминалом, он может работать и в не фискальном режиме. Вот когда ошибка устранялась, операция заново делалась правильно, кассирше стучали по голове – но проблема разрешалась просто.

Но поскольку со временем квалификация персонала у нас опускалась ниже плинтуса – для этих тупых коров было обычным делом банально не сравнивать суммы на X отчете перед снятием кассы, а не глядя снимать Z. После чего тревогу поднимала уже бугалтерия на следующий день, а фигушки – суммы уже ушли в Большую Книгу. И тоже мы можем исправить ситуацию, но только уже в отчетах за месяц.

Правда один раз мегагуру Евгений, со мной, в качестве ученика, редактировал операции вплоть до Большой Книги, и надо сказать это выглядело захватывающе. Но дело того требовало – где-то в базе возникла фантомная операция, которую мы не могли отловить, поэтому мы пытались ее хотя бы компенсировать. Мы еще так мило и непосредственно скорректировали Z-отчет, и гадали, минус там или плюс пишется? Наверное минус! Исправили. Пропустили операцию заново. Позвонили бугалтерше, а у той почти инфаркт. До этого в отчете за месяц была недостача в 16 литов. Сейчас она стала в много-много тысяч литов, минус те злостчастные 16. Ага, поняли мы, знак неправильный! Но человека чуть не убили.

Так вот когда не проходит возврат такой вот половинчатой операции, а паскудная сволочь на кассе не удосуживается посчитать деньги – случается жопа. Приходится компенсировать в другой день, но что куда и сколько – нужно очень внимательно считать. Иначе будет хуже. Один раз, после такого запутаного случая, нам удалось свести физические деньги в кассе, показания фискала, и даже сумму наличкой в нашей программе. А вот из за опоздания – операция с подарочным чеком ушла в большую книгу, и висела там как бельмо на глазу. Ну и что? Тогда еще с нами в этом принимал участие админ из фирмы, обслуживающей фискалы, он и помогал нам осваивать эту премудрость. Радостные, что все сошлось, мы завалились в бугалтерию, и попытались обьяснить главной бугалтерше, что теперь нужно только списать операцию с подарочным чеком – и все будет ок. И тут я с удивлением увидел, что она вообще не понимает, как работает касса. Дядка из той фирмы, сам как бы почти из фискальных органов, со все более отпадающей челюстью, пытается обьяснить ей простые истины. Что налоговую не волнуют наши чеки. Их волнует только чтоб сумма снятая с кассы, хотя бы за месяц соответствовала тому что есть на контрольной ленте. И что из за этой ошибки, не появилось лишних товаров на складе, или наоборот – недостачи. Он долго ей обьяснял, что это – кредитная операция. Что вы не можете сделать возврат денег на кредитную операцию. Это вы только что дали клиенту кредит, а если он не воспользовался, а операция есть, то – следует ее отменить, а не пытаться провести через кассу возврат. К реальным деньгам из кассы это не имеет никакого отношения. Минут через пятнадцать он в ужасе убежал. Мне таки удалось стравить бугалтерш двух центров, из которых одна прекрасно понимала что это и как это. Наша, под ее руководством, сделала эту операцию, но похоже так и не поняла ее смысла.

К счастью через какое-то время из за многочисленых ошибок маневры кассирш в программе жестко залочили. Если вы думаете, что это избавило нас от корректирования ошибок ручками – подумайте еще раз. :( Юзер найдет дырку и в нее попадет, даже там, где казалось бы давно уже закрыты все дырки.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments